Вы здесь

Профсоюзы – за сохранение прав работника!

Одним из основных требований принятого Закона РК «О профессиональных союзах» стало обязательное согласование с Федерацией профсоюзов РК (ФПРК) всех законопроектов, касающихся трудовых отношений. В рамках реализации данного положения в первой декаде июля месяца Министерство здравоохранения и социальной защиты РК направило  в адрес ФПРК на рассмотрение новый Трудовой кодекс. В течение двух недель отраслевыми и территориальными профобъединениями  проведены рабочие заседания, по итогам которых Федерация профсоюзов направила  нижеследующее письмо разработчику законопроекта.

Федерация профсоюзов Республики Казахстан, рассмотрев проект нового Трудового кодекса, выражает свое мнение по следующим позициям.

В качестве одной из основных причин принятия нового Трудового кодекса в концептуальных подходах указывается сильное принуждение при жестком трудовом законодательстве. Между тем, вполне очевидно, что сегодня работник остается наиболее слабой стороной в трудовых отношениях. Поэтому крайне важно «концептуально» усовершенствовать ключевые для работников разделы Трудового кодекса, такие как:

  • заключение и расторжение трудового договора; 
  • оплата, нормирование труда; 
  • гарантии и компенсации;
  • контроль за исполнением трудового законодательства.

Считаем необходимым подчеркнуть, что принципы и нормы проекта нового Трудового кодекса усиливают позиции работодателя в ущерб правам работника. В связи с этим, можно обоснованно предположить, что принятие Трудового кодекса обусловит рост социального напряжения в трудовых коллективах, и даже в целых отраслях. Предлагаемый подход к реформированию трудовых отношений усилит зависимость наемного рабочего от воли работодателя. В частности, работодатель будет вправе продлевать и заключать неограниченное количество раз срочные трудовые договоры, сможет уволить работника в период испытательного срока.

Кроме того, введенные недавно поправки в законодательные акты в части защиты прав молодых специалистов, инвалидов не нашли свое отражение в проекте нового Трудового кодекса.

В Трудовой кодекс предлагается введение дополнительного основания на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с достаточно неопределенной формулировкой «по экономическим причинам». Тем самым возрастает риск работника оказаться безработным по вине работодателя, допустившего ошибки в планировании экономической деятельности предприятия. Имеющиеся в действующем Трудовом кодексе такие основания, как например, сокращение штата или численности работающих, уже по сути, являются экономическими причинами.

Вопросы нормирования и оплаты труда являются для работника жизненно важными. Их нельзя ухудшать. Однако в проекте, работодателю разрешено самостоятельно без государственного участия определять нормы труда. Он будет освобожден от того минимума гарантий и компенсаций работникам, который в настоящее время определяется действующим Трудовым кодексом. При упрощении процедуры привлечения работников к сверхурочным работам и увеличении их общей допустимой продолжительности,  предлагается снизить размер оплаты этих часов, а также часов работы в праздничные и выходные дни.

Проектом кодекса предлагается схема, при которой государство в условиях роста напряжения в трудовых отношениях уже не будет контролировать организацию оплаты труда. В результате чего, в Казахстане сформируется одна из самых жестких систем эксплуатации наемного труда. Так, существующие невысокие зарплаты получат тенденцию к снижению, низкие доходы породят  низкие уровни спроса и уровня жизни населения.

Особую озабоченность вызывают «инновации», направленные на ограничение прав профессиональных союзов. Например, серьезный ущерб полномочиям и авторитету профсоюзов наносят такие нововведения, как:

  • отмена индексации заработной платы посредством заключения соглашений и коллективных договоров с предоставлением исключительного права принятия таких решений самостоятельно работодателем; 
  • изъятие из системы контроля за соблюдением трудового законодательства общественного контроля;
  • замена института общественных инспекторов техническими инспекторами соподчиненными работодателю через производственные советы по безопасности и охране труда.

В настоящее время контроль за состоянием безопасности и охраны труда на производстве осуществляют общественные инспектора по охране труда, наделенные соответствующими правами, полномочиями и обязанностями. В частности, они обязаны защищать права работников на безопасные и нормальные условия труда, контролировать надлежащие исполнение работодателем установленных законодательством норм и правил техники безопасности и охраны труда. В проекте Трудового кодекса отсутствует общественный контроль. Он заменен производственным советом по безопасности и охране труда, в состав которого на паритетной основе будут входить представители работодателя, а также представители работника в лице технического инспектора по охране труда.

Основными причинами конфликтов в сфере безопасности и охраны труда являются отстраненность работников от вопросов совершенствования норм и правил, а также неразвитость общественных институтов, стимулирующих инициативу работников. В новом проекте Трудового кодекса необходимо усилить полномочия и ответственность общественных инспекторов, повысить степень их независимости, защитить от административного нажима работодателя, и в целом упрочить их статус, как авторитетного представителя работников.

В целом, снижение роли профессиональных союзов в осуществлении общественного контроля в сфере безопасности и охраны труда, а также за исполнением работодателями трудового законодательства окажет негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, создаст почву для  возникновения очагов социальной напряженности.

В целом, на наш взгляд, заложенные в законопроекте подходы идут вразрез с идеями Главы государства, содержащимися в его программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», а также с нормами целого ряда законодательных актов, в том числе Закона «О социальной защите инвалидов», Закона «О государственной молодежной политике», Закона «О профессиональных союзах» и др.

Если проводимые реформы именуются народными реформами, то они должны приносить пользу не только частному капиталу, но и трудящимся. Необходимо защитить человека труда от социальных рисков, дать ему социальные гарантии в сфере трудовых отношений. Поскольку человек является не только работником, но и носителем духовных ценностей, то он должен иметь возможность развиваться, повышать компетенции и реализовать свой потенциал. В современном цивилизованном мире развитие человека относится к одним из обязанностей работодателей. В свою очередь профсоюзы и государство обязаны гарантировать ему такие возможности.

Любые изменения в трудовом законодательстве не должны  ухудшать положение трудящихся, противопоставлять социальных партнеров, порождать социальные противостояния и конфликты.

В новом Трудовом кодексе должны быть заложены все гарантированные Конституцией, международными договорами  права  и свободы граждан на обеспечение свободы, безопасных условий труда, соответствующего вознаграждения за труд и др.

Хотите подписаться на наши новости?